16:37
Формула включений и исключений
|
||||||||||||||||||
Формула включений и исключенийПусть задано конечное множество А. Число его элементов обозначим n(А). Найдем сколько элементов содержится в множестве А ∪ В. Основная формула нахождения числа элементов суммы двух множеств n(А ∪ В) = n(А) + n(В) – n(А ∩ В) (1) Действительно, n(А ∪ В) — это сумма числа элементов множеств А и В, но при подсчете элементы, принадлежащие А ∩ В учитывались дважды. С помощью формулы (1) можно получить формулы для определения числа элементов суммы любого числа множеств. Например, n(А ∪ В ∪ С) = n(А ∪ (В ∪ С)) = n(А) + n(В ∪ С) – n(А ∩ (В ∪ С)) = = n(А) + n(В) + n(С) – n(В ∩ С) – n((А ∩ В) ∪ (А ∩ С)) = = n(А) + n(В) + n(С) – n(В ∩ С) – (n(А ∩ В) + n(А ∩ С) – n((А ∩ В) ∩ (А ∩ С))) = =n(А) + n(В) + n(С) – n(В ∩ С) – n(А ∩ В) – n(А ∩ C) + n(А ∩ В ∩ С). n(А ∪ В ∪ С) = n(А) + n(В) + n(С) – n(А ∩ В) – n(В ∩ С) – n(А ∩ C) + n(А ∩ В ∩ С) (2) Формулы (1) и (2) называют формулами включений и исключений. Примеры с подробным решением.Задача 1. Из 100 школьников английский знают 42, немецкий — 30, французский — 28, английский и немецкий — 5, английский и французский — 10, немецкий и французский — 8, английский, немецкий и французский — 3 школьника. Сколько школьников не знают ни одного языка? Решение. I способ. Обозначим через А — множество школьников, знающих английский язык; N — множество школьников, знающих немецкий язык; F — множество школьников, знающих французский язык. Тогда n(A) = 42, n(N) = 30, n(F) = 28, n(A ∩ N) = 5, n(A ∩ F) = 10, n(N ∩ F) = 8, n(A ∩ N ∩ F) = 3. Найдем с помощью формулы включений и исключений количество школьников, знающих хотя бы один из перечисленных иностранных языков. n(A ∪ N ∪ F) = n(A) + n(N) + n(F) = = n(A ∩ N) – n(A ∩ F) – n(N ∩ F) + n(A ∩ N ∩ F) = = 42 + 30 + 28 – 5 – 10 – 8 + 3 = 80. Следовательно, не знают ни одного иностранного языка: 100 – 80 = 20 школьников. II способ. Эту же задачу можно решить с помощью диаграммы Эйлера–Венна (рис. 1). Так как 3 языка знают 3 школьника, то английский и немецкий знают 5 – 3 = 2, английский и французский — 10 – 3 = 7, немецкий и французский — 8 – 3 = 5 школьников. Только английский знают 42 –(2 + 3 + 7) = 30, только немецкий — 30 – (2 + 3 + 5) = 20, только французский — 28 – (3 + 5 + 7) = 13 школьников. Ни одного языка не знают 100 – (2 + 3 + 5 + 7 + 13 + 20 + 30) = 20 школьников. Задача 2. Сколько двузначных чисел не делятся ни на 2, ни на 3, ни на 5, ни на 11? Решение. Обозначим: А — множество двузначных чисел, делящихся на 2; В — множество двузначных чисел, делящихся на 3; С — множество двузначных чисел, делящихся на 5; D — множество двузначных чисел, делящихся на 11. n(A ∪ B ∪ C ∪ D) — количество двузначных чисел, делящихся хотя бы на одно из чисел 2; 3; 5; 11. n(A ∪ B ∪ C ∪ D) = n(A) + n(B) + n(C) + n(D) – – n(A ∩ B) – n(A ∩ C) – n(A ∩ D) – n(B ∩ C) – – n(B ∩ D) – n(C ∩ D) + n(A ∩ B ∩ C) + n(A ∩ B ∩ D) + + n(A ∩ C ∩ D) + n(B ∩ C ∩ D) – n(A ∩ B ∩ C ∩ D). n(A) = 45, n(B) = 30, n(C) = 18, n(D) = 9, n(A ∩ B) = 15, n(A ∩ C) = 9, n(A ∩ D) = 4, n(B ∩ C) = 6, n(B ∩ D) = 3, n(C ∩ D) = 1, n(A ∩ B ∩ C) = 3, n(A ∩ B ∩ D) = 1, n(A ∩ C ∩ D) = n(B ∩ C ∩ D) = n(A ∩ B ∩ C ∩ D) = 0. Итак, n(A ∪ B ∪ C ∪ D) = 45 + 30 +18 + 9 – 15 – 9 – 4 – 6 – 3 – 1 + 3 + 1 = 68. Так как всего 90 двузначных чисел, то чисел, не делящихся ни на одно из заданных чисел: 90 – 68 = 22. Задача 3. Известно, что из n учеников спортом увлекаются a учеников, программированием b, математикой c, спортом и программированием d, спортом и математикой e, программированием и математикой f , спортом, математикой и программированием g учеников. Сколько учеников увлекается только программированием? Сколько учеников увлекается только математикой? Сколько учеников ничем не увлекается?
Решение. Пусть A —множество учеников, которые увлекаются спортом, B — программированием, С - математикой. Тогда |A| = 32, |B| = 21, |C| = 23, |A ∩ B| = 8, |A ∩ C| = 12, |B ∩ C| =4 |A ∩ B ∩ C| = 3 |(A ∩ B) ∪ ( B ∩ C) | = |A ∩ B| + |B ∩ C| − |A ∩ B ∩ C| = 8 + 4 – 3 = 9 Тогда, только программированием занимается 21 – 9 = 12 учеников. |(A ∩ C) ∪ ( B ∩ C) | = |A ∩ C| + |B ∩ C| − |A ∩ B ∩ C| = 12 + 4 – 3 = 13 Тогда, только математикой занимается 23 – 13 = 10 учеников. По формуле включений и исключений для трёх множеств находим число учеников увлекающихся спортом, программированием или математикой: |A ∪ B ∪ C| = |A| + |B| + |C| − |A ∩ B| − |A ∩ C| − |B ∩ C| + |A ∩ B∩ C| = =32+21+23-8-12-4+3 = 55 Значит, ничем не увлекается 70 − 55 = 15 человек. Ответ: 15.
Упражнения 1. В спортивном классе обучаются 24 человека. Каждый учащийся занимается хотя бы одним видом спорта (баскетболом или волейболом), из них баскетболом и волейболом занимаются 12 человек. Сколько человек занимается только волейболом, если их в 3 раза больше, чем тех, кто занимается только баскетболом? 2. В одном украинском городе все жители говорят на русском или украинском языке. По-украински говорят 80 % всех жителей, а по-русски — 75 %. Сколько процентов всех жителей говорят на обоих языках? 3. Группа ребят отправилась в поход. Семеро из них взяли с собой бутерброды, шестеро — фрукты, пятеро — печенье. Четве- ро ребят взяли с собой бутерброды и фрукты, трое — бутерброды и печенье, двое — фрукты и печенье, а один — и бутерброды, и фрукты, и печенье. Сколько ребят пошли в поход? 4. Староста класса, в котором 40 человек, подводил итоги по успеваемости группы за I полугодие. Получилась следующая картина: из 40 учащихся не имеют троек по русскому языку 25 человек, по математике — 28 человек, по русскому языку и мате- матике — 16 человек, по физике — 31 человек, по физике и ма- тематике — 22 человека, по физике и русскому языку 16 человек. Кроме того, 12 человек учатся без троек по всем трем предметам. Классный руководитель, просмотрев результаты, сказал: «В тво- их расчетах есть ошибка». Составьте диаграмму Эйлера–Венна и объясните, почему это так. 5. В лаборатории института работают несколько человек. Каждый из них знает хотя бы один иностранный язык. 7 человек знают английский, 7 — немецкий, 8 — французский, 5 знают английский и немецкий, 4 — немецкий и французский, 3 — французский и английский, 2 человека знают все три языка. Сколько человек работает в лаборатории? Сколько из них знает только французский язык? Сколько человек знает ровно 1 язык? 6. Сколько целых чисел от 0 до 999 не делятся ни на 5, ни на 7, ни на 11? Ответы: 1. 9. 2. 55 %. 3. 10. 4. Если на диаграмме Эйлера– Венна отметить данные в непересекающихся множествах класса, то общее число учащихся класса получится равным 42, а не 40, как сказано в условии. 5. 12; 3; 4. 6. 376. |
||||||||||||||||||
|
Всего комментариев: 0 | |